Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, мастер сцены, педагог, певец и гармонист

Мастер сцены, педагог, певец и гармонист, художественный руководитель ансамблей «Гөлнәзирә», «Яшь йөрәкләр», заслуженный работник культуры Республики Татарстан Рашит Сахипович Мавлявиев в грядущем 2016 году отметит 50-летие своей творческой деятельности.

История жизни и творчества Рашита Сахиповича.

- Я родился 15 мая 1947 года в деревне Куктяк-Мирсаитово. Это было послевоенное время, последствия войны ощущались в каждом доме. Детей в нашей семье было пятеро, я родился третьим. Жили очень дружно и весело. По утрам с шумом и гамом покидаем дом и идем в школу. Братья у меня были те еще озорники, да и я от них не отставал. Иногда, ухаживая за скотиной, балуюсь и насвистываю какую-нибудь мелодию, сложив губы в трубочку. Отец, увидев это, предупреждает: «Сынок, не свисти, не зови ветер. Ты лучше песню напевай. И душе хорошо, да и работа пойдет быстрее». Я запомнил этот совет на всю жизнь. Начинаю косить траву, рубить дрова, по дороге в школу и обратно, напеваю песенки. Бывало, отец садится на ступеньки и начинает играть мелодию на своей хромке, а я запеваю под его аккомпанемент. Затем присоединяются к нам и младший брат Зуфар, и сестренка Гульназира. Так и возник семейный самодеятельный ансамбль.

Деревня была маленькой, так что и гармонистов в ней было мало. В праздничные дни, когда приезжали важные гости, авторитет моего отца-гармониста тут же возрастал. Порой председатель колхоза вместе с секретарем парткома забирали его на «Волге» из дома. Помню, когда в колхоз «Игенче» приехал первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев, председатель колхоза Шамиль Гимадеев спешно позвал отца на праздник. Тогда организовали очень хороший концерт. Будучи гармонистом, папа принимал самое активное участие в Сабантуях и праздниках, устраиваемых в деревне. Благодаря своему таланту, он заслужил почет и уважение односельчан. Я перенял у отца умение играть на гармони, постепенно стал осваивать сцену. Несмотря на то, что был мал, мои пальцы очень ловко перебирали клавиши. Как-то вместе с братом Зуфаром рубили дрова во дворе. К нам заходит парторг, и говорит: «Рашит, Ильгам Шакиров приехал, собирается концерт ставить. Вот только гармониста нет, чтобы сыграть. Ты уж выполни просьбу, не отказывайся». Я бросил все дела и побежал в клуб. После короткой репетиции вышел на сцену.

Когда Ильгам абый запел песню «Тәфтиләү», в зале воцарилась абсолютная тишина. Люди не могли скрыть слез. А он, вложив всю душу, спел народные песни «Озату», «Туган тел». После концерта Ильгам абый пожал мне руку и дал свое благословение со словами: «Молодец, справился, развивай дальше свой талант».

В 1961 году я окончил Яна-Булякскую школу. Хотел поступить в музыкальную школу при Казанской государственной консерватории. Сел в пароход и отправился покорять Казань. Дорога длинная. Я и несколько парней развлекаемся, как можем - играем на гармони, поем песни. Попутчики, думая, что мы ставим концерт, дают нам деньги. Будущему студенту грех этому не обрадоваться. Среди парней, решивших поступать в школу, был начинающий композитор. Я предложил ему зайти к известному композитору Назибу Жиганову. Мол, зайдешь, сыграешь композицию на фортепиано. Решившись, зашли. Он приветливо нас встретил, выслушал просьбу, а затем взял и сыграл написанную тем парнем мелодию. Его лицо засияло от счастья.

Из-за отсутствия нотной грамоты меня не приняли в музыкальную школу. Однако, несмотря на неудачу, желание стать певцом-гармонистом в моей душе только усилилось.

Когда вернулся домой, отец сказал мне: «Сынок, а не впустую ли твои старания?». Во время сенокоса обед приносили, завернув в газету. Я краем глаза заметил одно объявление. «Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище принимает абитуриентов». Я подумал, что это - как раз для меня. Проучился там четыре года и получил музыкальное образование. Получив диплом, стал преподавать музыку в Тлянче-Тамакской средней школе. Раньше к этому уроку относились несерьезно, просто как к способу времяпрепровождения. Я же с первых дней работы стал предъявлять высокие требования. Отмечал талантливых детей и непременно требовал, чтобы песни исполняли от всей души. Мы учили и хоровые песни. Вместе с хором, состоящим из 130 детей, радовали родителей песнями «Туган җирем Татарстан», «Укучылар вальсы», «Бәйрәм бүген». Помимо плодотворной работы с детьми, я от всего сердца старался способствовать развитию самодеятельного творчества и народного театра. Много сил было вложено в возрождение народных традиций и обрядов, таких, как «Каз өмәсе», «Аулак өй». Я многократно принимал участие в телевизионной программе «Җырлыйк әле». В последние годы работаю в Набережночелнинском центре народной культуры «Родник» в качестве художественного руководителя башкирского народного ансамбля «Гөлнәзирә» Этот коллектив хорошо знают как в Башкортостане, так и в Татарстане. Почетные грамоты от Министерств культуры Республики Татарстан и Республики Башкортостан служат символом успеха нашей деятельности по развитию национальной культуры.

Возможность воспитать себе достойную замену - настоящее счастье для творческого человека. У меня есть десятки воспитанников, среди которых есть и певцы, и гармонисты. Меня радуют успехи Зуфара Тимербаева, Фарита Нуриева, Наиля Файрушина. Радует меня и то, что в свое время я смог пробудить любовь к искусству в певице, доценте Казанской государственной консерватории Зухре Сахабиевой, артисте Набережночелнинского театра Инсафе Фахрутдинове, которые впоследствии стали народными артистами Республики Татарстан. Они называют меня наставником.

Я с баяном выхожу на сцену. Наигрываю мелодию, начинаю петь песню «Бер вакыт кына». В зрительном зале царит тишина. Каждое слово имеет свое, особое, значение. Смысл в том, что мы лишь гости в этом мире. Зрители, словно внезапно вынырнув из пучины мыслей, начинают аплодировать. Это - самый радостный миг для меня. Он говорит о том, что люди оценили мой труд, а мое творчество придает им жизненные силы, - говорит Рашит Мавлявиев.

Скачать адаптивные Joomla 3 шаблоны.